Французская модная иллюстрация
В 1850 – 1860-е годы дамский костюм приобретает пышные, вычурные формы. Этот период в истории моды называют «мода Второй империи». Втора́я импе́рия, период правления во Франции императора Наполеона III со 2 декабря 1852 г.
по 4 сентября 1870г. Платья шили из шелковых и шерстяных тканей – атласа, репса, штофа, бархата, расцветки использовали самые яркие. В отделке использовались искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева.
Кружева и вышивку теперь изготавливали не вручную, а фабричным способом. Самой яркой чертой женского костюма этого периода стал кринолин (от французского слова crine – «грива, конский волос»). Кринолин представлял собой конструкцию из ивовых прутьев, китового уса или металлических обручей, которую надевали под нижнюю юбку. Она позволяла придать юбке особую пышность. До 1860 года носили круглые кринолины, позже – овальной формы. Для платьев этого периода характерна естественная линия талии и спущенные плечи. Обязателен был корсет. Платья для повседневного ношения имели глухой лиф и расширенные книзу рукава, бальные платья глубоко декольтировались
и обычно были без рукавов.
В качестве верхней одежды носили шали, накидки, мантильи, пелерины, жилеты, приталенные жилеты (казакины).
Аксессуарами к туалетам служили сумочки, лорнеты, зонтики. Также в это время в связи с модой на путешествия возникают дорожные и даже купальные костюмы.
В 1870 – 1880-е годы главным предназначением костюма была демонстрация богатства и благополучия. Платья этого времени перегружены деталями и украшениями, сочетают в себе различные по фактуре ткани.
В 1880-е годы в моду входит высокий и стройный силуэт, который подчеркивался платьями, плотно охватывающими фигуру до середины бедра. Под платьем носят корсет с очень тугой шнуровкой, стягивавший фигуру до середины бедер. Сзади многочисленные драпировки прикрывали турнюр – подушечку или подкладку из сильно накрахмаленной ткани, за счет которой центр силуэта резко смещался назад. Им стал турнюр, который вошел в моду в 1870 году.
Турнюры вызвали некоторое замешательство в обществе. А. П. Чехов писал: «Мода капризна и причудлива. Мы не удивимся, если дамы начнут носить лошадиные хвосты на шляпах и буферные фонари вместо брошек. Нас не удивят даже турнюры, в которые «для безопасности» мужья и любовники будут сажать цепных собак». Ходили слухи, что на борьбу с турнюрами встанут государственные мужи, обложат модников высокими налогами, что создадут даже общества, целью которых будет искоренение мод на турнюры. Но модниц не проведешь! Лучше прослыть нелепой в новом платье, сшитом по последней парижской моде, чем оказаться в числе тех, кто сам придумывал унылые скромные фасоны.
Усталость от турнюров появилась в конце 80-х годов. Журнал «Вестник моды» в 1888 году писал: «Мы говорили уже много раз, что турнюры совсем выходят из моды и вполне элегантные женщины носят уже платья гладкие. Только весьма немногие носят еще маленькую подушечку и два ряда стали, один длинной в 25 см, другой 35 см». В 80-е годы турнюры стали огромными, почти карикатурными, но в 90-е уже вышли из моды.
Бальные платья шили без рукавов, как и ранее, но они приобретают новую деталь – шлейф или подшитую по подолу складчатую оборку. В моду также входят платья с двойной юбкой. Верхняя одежда осталась прежней: носили различные жакеты и накидки. Женские головные уборы второй половины XIX века почти утратили свои практические функции, став еще одним элементом украшения костюма. Отделка была очень богатой и разнообразной – шляпы отделывались лентами из атласа, газа, тюля, перьями страуса и цапли, гирляндами листьев, цветами из шелка. При этом журналы мод публиковали выкройки для создания цветов на шляпку для женщин с небольшим доходом.
Узнать больше |
1 марта в зале искусств прошло открытие выставки «Модный Париж в акварели» – выставка литографий второй половины XIX – начала ХХ века из частной коллекции.
Посетители познакомились с французской модной гравюрой второй половины XIX – начала ХХ века, временем, когда зарождалась современная фэшн-иллюстрация. Услышали рассказ об истории появления гравюры, литографии и хромолитографии. Сотрудники библиотеки разыскали и перевели с французского языка описания модных фасонов. Это была длительная, но очень интересная работа, результатами которой поделились со слушателями. Зрители совершили небольшую экскурсию по экспозиции, и узнали о турнюрных платьях из рассказа реконструктора костюма, исследователя моды, кавалерственной дамы Нины Павловой. Во время работы выставки её экспозицию посетили более 500 человек.
30 марта 2024 года, выставка завершила свою работу.
Тверская областная библиотека им. А. М. Горького.
При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОУНБ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО