В последней трети XVIII века в истории русской архитектуры особое место по праву занимает творчество Николая Александровича Львова (1753-1803).
Его архитектурное наследие значительно и разнообразно: оно включает множество проектов и сооружений, теоретические труды по архитектуре и садово-парковому искусству. Зодчий был истинным сыном века Просвещения и принадлежал к кругу наиболее передовых и талантливых людей своего времени.
Николай Львов происходил из дворянской семьи Новоторжского уезда Тверской губернии. В 1769 году юноша приехал в Петербург из родительского поместья для прохождения службы в Преображенском полку.
Ещё учась в полковой школе, он интересовался всеми видами искусств, в особенности – архитектурой.
Львов имел знакомство с крупнейшими русскими живописцами Дмитрием Левицким и Владимиром Боровиковским.
К тому же его связывало дружеское и творческое общение с Джакомо Кваренги и Чарльзом Камероном – зодчими, близкими ему по архитектурным вкусам.
Среди всех искусств Николай Львов отдавал предпочтение именно архитектуре. Эстетические и теоретические принципы Львова-архитектора обнаруживают глубокое творческое отношение к классическому наследию. В своём творчестве мастер обращался к первооснове ордерной архитектуры – классике Древней Греции и Рима. Изучив её каноны, он стремился следовать законам и принципам античного наследия. Зодчий высоко ценил мастерство Андреа Палладио– итальянского зодчего Высокого Возрождения. Подробно изучив творчество Палладио, издал первый том его трактата об архитектуре. «Палладианство» чётко проявилось в усадебных и жилых городских постройках архитектора. Началом практической архитектурной деятельности Николая Александровича была первая постройка по его проекту – собор Святого Иосифа в Могилёве (1780 год). Он должен был отметить происшедшую в том же году важную дипломатическую встречу Екатерины II и императора Священной Римской империи Иосифа II, скрепившую союз двух держав против Турции. Из проектов, представленных императрице, выбор пал на работу Львова.
В дальнейшем архитектор часто проектировал храмы, проявляя разнообразие и смелость при всей каноничности классических и культовых законов. Среди дошедших до наших дней наиболее крупной постройкой зодчего является собор Борисоглебского монастыря в Торжке (1785-1796). Храм стал значительной архитектурной доминантой в панораме города. Внешне собор внушителен, монументален и строг до аскетизма, внутри же он поражает торжественной красотой и богатой игрой пространств. Это, пожалуй, одна из самых пространственных композиций, созданных Львовым и, несомненно, удавшихся мастеру.
Одной из его любимых архитектурных форм была ротонда. Примером тому является Екатерининская церковь на Валдае, сооружённая в 1793 году, – одна из наиболее изящных и красивых львовских ротонд – строилась как дворцовый храм при Путевом дворце Екатерины II.
Гражданственный характер архитектуры Львова ярко проявился в стремлении внести свой вклад в создание нового облика Петербурга и Москвы. В 1780-х годах в связи с облицовкой гранитом Петропавловской крепости по его проекту были построены новые Невские ворота. Они обращены к Неве как главному проспекту Петербурга и связывают ансамбль крепости с городской застройкой, достойно оформляя парадную пристань.
Николай Александрович много занимался и частными заказами, проектируя городские и загородные дома петербургского и московского дворянства. К сожалению, до нашего времени дошли только чертежи и старые гравюры, среди которых мы можем наблюдать проект дома Соймонова. Его композиция – это искусная интерпретация вилл Палладио в русском классицизме. Компактный, центричный объём, увенчанный куполом, неоднократно повторялся в проектах и постройках зодчего.
Ко всему прочему, он внедрил в России и новую технологию – землебитное строительство. Дешевизна и огнестойкость такого процесса дала возможность широкого применения в сельском жилище и хозяйственных постройках. Для этой необычной строительной техники применялись гравий, песок, земляная пыль, глина, пресс и, конечно, умение. Это начинание держалось только на энтузиазме Львова, но, к сожалению, прекратилось вскоре после его смерти. Приоратский проект в Гатчине является доказательством того, что землебитное строение может быть достаточно крупным, прочным
и в художественном отношении весьма выразительным.
Несомненно, венцом многообразия творческого наследия архитектора являются усадьбы. Именно в них с полной силой раскрылись универсальность и гармоничность его дарования. В пик расцвета усадебной культуры он был одним из немногих, кто мог воплотить в реальность мечту о создании на лоне природы мира идеальной гармонии. Львов проектировал интереснейшие и совершенные в художественном отношении усадебные ансамбли, увлечённо занимался созданием усадебных парков не только как архитектор, но и как один из теоретиков русского пейзажного паркостроения. Будучи дворянином и помещиком, выросшим в усадьбе, он хорошо представлял её хозяйственные нужды. Проявив себя талантливым и изобретательным инженером-строителем – совершенствовал и сочинял заново системы печей, сушилок, хитроумных погребов и гидротехнических сооружений, реально облегчавших усадебный быт.
Но больше всего Николай Львов строил, конечно, в родной Тверской губернии.
Он был помещиком села Никольское-Черенчицы Новоторжского уезда и на протяжении всей жизни отстраивал, украшал и совершенствовал родовое гнездо, превратив его в удивительно целостный ансамбль, гармонично сочетающий пользу и красоту. Ничем не примечательная болотистая местность удивительным образом преобразилась тщательно продуманной гидротехнической системой, включавшей необычную дренажную сеть, пять искусственных прудов, деревянный подземный водопровод, плотины, каскады, ключевые колодцы, водоподъёмную машину. Сооружения усадьбы имели чёткое функциональное назначение и выразительный художественный образ. К сожалению,
в Никольском от былого архитектурного ансамбля остались лишь часть разорённого усадебного дома, погреб-пирамида, храм-усыпальница, где был похоронен
Н.А. Львов.
Усадебные постройки с характерным почерком зодчего сохранились в сёлах Тверской губернии – Арпачёве, Митине, Василёве. Особенности природы этого чудесного края позволили создать несколько оригинальных сооружений из необработанных гранитных валунов. Из них построен и монументальный «Чёртов» мост в Василёве.
В окрестностях Торжка сохранился известный редким единством замысла и исполнения прекрасный ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк, также созданный Львовым. Каменный дом был заложен в 1787 году, именно тогда началась застройка поместья. Сановное положение её владельца –Ф. И. Глебова, сенатора и богатого помещика, требовало соответствующего отражения в архитектурном убранстве усадьбы и её окружении. Поэтому зодчий спроектировал центральное ядро ансамбля с невероятным размахом и представительностью, которые, несомненно, выделили усадьбу среди других новоторжских поместий.
Богатство замыслов, фейерверк идей, смелость художественных решений и открытий в неожиданных областях делают этого замечательного человека чрезвычайно интересным для широкого читателя.
Аннотированный библиографический список книг из фонда Тверской ОУНБ
им. А.М. Горького
Тверская областная библиотека им. А. М. Горького.
При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОУНБ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО