Старинная русская набойка

Соболев Николай Николаевич
Альбом из 30 таблиц с аннотациями

Москва, 1948 г.

От института

Русская ручная набойка, являясь художественным украшением ткани, отличается простотой выполнения рисунка на ткани. Разнообразны народные узоры старинных ручных набоек, образцы которых хранятся

в Государственном историческом музее, в Музее народного искусства при научно-исследовательском институте художественной промышленности Управления промысловой кооперации при Совете Министров РСФСР.

Производство художественной ручной набойки, широко распространённое в прошлом, с развитием текстильной промышленности в дореволюционной России постепенно свёртывалось. В последние годы перед Великой октябрьской социалистической революцией этот промысел почти повсеместно замер.

Только при советской власти производство русской ручной набойки восстанавливается в системе промысловой кооперации.

Использование образцов старинной русской набойки в наших художественных промыслах и в текстильной промышленности, несомненно, будет плодотворным. Богатство народных орнаментальных узоров старинной ручной набойки может послужить творческим источником при создании новых образцов для украшения наших тканей.

В прошлых изданиях по русской набойке образы её воспроизводились преимущественно в одноцветных рисунках, без передачи колористической характерности той или иной набойки. Выпуск альбома цветных репродукций со старинных русских ручных набоек был крайне необходим, и Научно-исследовательский институт художественной промышленности решил издать такой альбом в помощь художникам, работающим над созданием новых образцов художественной отделки тканей для артелей системы промысловой кооперации.

Характеристика отдельных образцов даётся в аннотациях, находящихся на таблицах альбома.

Подбор образцов альбома и составление аннотаций выполнены доктором искусствоведческих наук, профессором Н. Н. Соболевым.

Репродуцирование подобранных образцов в цвете производилось художником Е. П. Повстяным.

Альбом «Старинная русская набойка» изготовлен трафаретом по методу художника Е. П. Повстяного и под его руководством в производственной мастерской Института.

ОБЛОЖКА
Соболев Н. Н. Старинная русская набойка : альбом таблиц с аннотациями / Сост.: д-р искусств. наук проф. Н. Н. Соболев ; Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти Упр. промысл. кооперации при Совете министров РСФСР. – Москва, 1948.
Лист №1
Ручная набойка по небелёному льняному полотну коричневой краской. Изображён мотив кружев с продёржкой. Крестьянское производство XVIII века.
Лист № 2
Ручная набойка по серому небелёному холсту синей масляной краской. Рисунок создан в духе восточных дорог, идущих тонкими полосами между более широкими, скомпонованными по мотивам резных украшений крестьянских изб. Крестьянское производство XVII века.
Лист №3
Ручная набойка по небелёному льняному холсту коричневой масляной краской. На ткани изображены индюки с распущенными хвостами. Крестьянское производство конца XVIII века.
Лист №4
Ручная набойка для сарафанов по небелёному льняному полотну. Изображена встреча в лесу всадника с медведем, поднявшимся на задние лапы. Фигура глухаря, как и остальные сюжетные изображения, сильно деформирована в результате многократных повторений данного сюжета в
производстве.
Лист №5
Ручная набойка по небелёному льняному полотну. Рисунок небольшими клеймами, в рамках которых – упрощённые растительные формы. В этой композиции, навеянной печными изразцами
и относящейся ко второй половине XVIII века, дан очень сильный выразительный мотив узора. Оригинал набит масляной краской.
Лист № 6
Ручная набойка по небелёному льняному холсту. Узор из растительных мотивов. Сажей, растёртой
на масле, забит фон, цветочные формы и листья оставлены чистой тканью. Набойка относится
к XVII веку.
Лист №7
Ручная набойка по небелёному льняному полотну. Узор из богатых по формам растительных мотивов набит светло-синей масляной краской. В этой оригинальной и богатой композиции отдельные формы цветов отчасти напоминают украшения парчовых тканей XVI-XVII веков.
Лист №8
Ручная набойка XVII века. По гладкому небелёному льняному полотну узор набит чёрной масляной краской. Построенные на диагональных осях растительные мотивы из цветов, листьев и ягод очень самобытны.
Лист №9
Ручная набойка по небелёному льняному полотну, в два тона – чёрны с красным, масляными красками, суриком и сажей. Мелкий узор напоминает шёлковые ткани XVI-XVII веков.
Лист № 10
Ручная набойка красновато-коричневой масляной краской по небелёному льняному полотну. Узор является вполне самостоятельной переработкой некоторых мотивов китайских парчовых тканей XVI века.
Лист №11
Ручная набойка по жёлтой льняной ткани чёрной масляной краской. Рисунок создан под впечатлением привозной китайской шёлковой ткани типа камки. Такая набойка в XVII веке бытовала
в числе «мягкой рухляди» в Московских теремах.
Лист №12
Ручная набойка по небелёному льняному полотну. Полосы или дороги с листами растительных мотивов встречаются также на бухарских и персидских халатных тканях. Их бытование можно проследить, начиная с XV века. Фон узора в русской набойке исполнен чёрной масляной краской, растительный мотив листьев сильно упрощён и стал более выразительным. Русский мастер, в отличии
от восточных композиций, где листья расположены в одном направлении, дал в своей работе более выразительное чередование встречных направлений.
Лист №13
Ручная набойка по небелёному льняному холсту исполнена светло-синей масляной краской в один тон. Композиция узора, построенная в полосах, заключает мотивы орнамента, расположенные
в шахматном порядке и состоящие из птиц и веток
с плодами раскрытого гранатного яблока.
Лист № 14
Ручная набойка по небелёному льняному полотну чёрной масляной краской. Рисунок создан под впечатление растительных мотивов парчовой ткани XVI века, по-своему переработанных и украшенных восьми лопастными розетками в кругах.
Лист №15
Ручная набойка по льняной ткани, окрашенной в жёлтый цвет. Фон набит черной масляной краской. Образцом, который использован русским мастером, послужила привозная золотая парча XVI века с тёмно-алым фоном. В русской набойке сохранились только соотношение форм узора, их плотность по отношению к фону, но самые мотивы орнаментации творчески переработаны и очень далеки от первоисточника.
Лист №16
Ручная набойка по небелёному льняному полотну. Рисунок создан под впечатлением парчи XVI века. Узор для набойки дан в более простых декоративных формах. Чёрной масляной краской набит фон, узор оставлен тканью, местами подцвеченной алой краской.
Лист №17
Ручная набойка по небелёному льняному полотну. Мотивом для её узора послужили образцы шёлковых тканей конца XVI века, с растительными формами гвоздик и стилизованных тюльпанов, переработанных русскими художниками в более сильные графические мотивы.
Лист № 18
Ручная набойка по небелёному льняному холсту. Узор набит чёрной масляной краской с подцветкой
в два тона – жёлтой охрой и алой киноварью. Рисунок создан под влиянием мусульманских тканей XVI века, с их ланцетовидным построением узора. Русский мастер заменил в своей композиции все растительные формы орнаментальными, сохранив только схему построения оригинала.
Лист №19
Ручная набойка по небелёному льняному холсту чёрной масляной краской. Мотив был очень распространён и часто встречается на церковных облачениях XVI и XVII веков в разных районах страны.
Лист №20
Ручная набойка по небелёному льняному полотну, крашенному в синий (кубовый) цвет. Фон набит чёрной масляной краской. Композиция узора построена русским мастером по мотивам шёлковых тканей типа камки.
Лист №21
Ручная набойка по небелёному льняному полотну чёрной масляной краской. Рисунок создан под впечатлением разрезного золотого бархата начала XVII века, в орнаменте которого часто встречаются цветы гвоздики.
Лист № 22
Ручная набойка по небелёному тонкому льняному полотну. Фон набит чёрной масляной краской, рисунок оставлен тканью. Мотивы орнамента, как бы из кованных металлических завитков, навеяны узорами дорогих парчовых тканей XVI века.
Лист №23
Ручная набойка по небелёному льняному холсту. Узор набит чёрной масляной краской с жёлтой и алой подцветкой.
Лист №24
Ручная набойка по небелёному льняному холсту чёрной масляной краской с жёлтой и алой подцветкой. Композиция создана под впечатлением драгоценных парчовых тканей XVI века. По сравнению с последними, орнамент в набойке сильно изменён и дан в совершенно самобытном, далёком от первоисточника решении.
Лист №25
Ручная набойка по небелёному льняному полотну
с набитым чёрной масляной краской фоном.
Узор местами подцвечен. Рисунок создан под впечатлением аксамитов, бытовавших при Московском дворе в XVI и XVII веках. Формы оригинала подвергались сильному изменению
и своеобразной трактовке, обусловленной творческой самобытностью русского мастера
и технологическими особенностями производства.
Лист № 26
Ручная набойка XVII века. Исполнена по небелёному льняному холсту чёрной масляной краской. Композиция узора навеяна парчовыми тканями.
Лист №27
Ручная набойка по небелёному льняному полотну, исполнена в два тона — чёрной и красной масляными красками. Композиция узора создана под впечатлением парчовой ткани XVII века.
Лист №28
Ручная набойка по льняному полотну, в два тона — чёрной и красной масляными красками. Узор построен по горизонтальным ломаным полосам. Мотивы орнамента навеяны декоративными шёлковыми тканями XVII-XVIII веков.
Лист №29
Ручная набойка масляной краской в два тона — красной и чёрной по небелёному льняному полотну. Вторая половина XVIII века. Мотивом узора служили шёлковые ткани с муаровым фоном. Местом производства являлся б. Иваново-Вознесенский уезд Владимирской губернии.
Лист №30
Ручная набойка по серому небелёному холсту красно-коричневой масляной краской. Рисунок создан по мотивам крестьянский резных украшений, в виде изгибающихся волнообразных тройных вертикальных колон, между которыми помещены орнаментированные вазоны с растительными формами и стилизованные цветы. Крестьянское производство начала XVII века.
Последняя страница обложки
Научно-исследовательский институт художественной промышленности управления промысловой кооперации при совете министров РСФСР. Редактор И. П. Пикулев

Соболев Николай Николаевич (19 февраля 1874 года, Москва — 1 ноября 1966 года, Москва) один из «отцов» науки о декоративно-прикладном искусстве

в России; известный советский учёный, педагог, художник, общественный деятель; доктор искусствоведения (1934), профессор (1934), заслуженный деятель науки РСФСР (1945), лауреат Государственной премии РСФСР (1958); создатель

и первый заведующий кафедры истории худо- жественно-графического факультета Московского городского педагогического института (1941–1946)

и кафедры истории искусств Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (1945–64); организатор Музея тканей Московского текстильного института; собиратель фондов Музея архитектуры

им. А.В. Щусева.



Книги Н.Н.Соболева в библиотеке
Более подробно с материалами выставки
вы можете ознакомиться в зале литературы
по искусству
Представляем вашему вниманию издания представленные на книжно-иллюстративной выставке «Узорочье русской набойки», проходящей в рамках экспозиции, посвящённой альбому «Старинная русская набойка» 1946 года издания, из фондов библиотеки
МАСТЕРА
хранители и собиратели истории древнего набоечного промысла, участники и организаторы выставки
Владелица Текстильной мастерской "Доброслава". Автор и руководитель тур.проекта "Этнодом Бронино". Мастерица на все руки: шьёт эксклюзивные платья и текстильные аксессуары в старинных русских техниках, в том числе с набойкой, ткёт палантины и дорожки, проводит народные игры и праздники.
Предоставила экспонаты для выставки «Старинная русская набойка» и проведёт мастер-класс по верховой набойке 22 октября.
Ведущий библиотекарь Отдела литературы по искусству. Специалист по декоративно-прикладному искусству, вышивальщица, ткачиха, графический дизайнер, художественный фотограф, куратор выставки.
Семейная этностудия «Матица» существует при Детском музейном центре Тверского государствен-ного объединённого музея с октября 2006 года. Она объединяет семьи, занимающиеся и интересующиеся русской традиционной культурой. Все вместе - и взрослые, и дети организуют и справляют праздники народного календаря, приглашая к участию в них всех желающих. Коллектив неоднократно участвовал в фольклорных фестивалях и конкурсах не только в Твери и области, но и за ее пределами.
Филиал Тверского государственного объединенного музея
Детский музейный центр

По-настоящему творческое пространство для доступного и полезного семейного отдыха, расположенное прямо в центре Твери. Здесь проходят интересные выставки, семейные праздники, познавательные программы для школьников. Оборудованы мастерские для занятий самыми различными видами рукоделий: лепки из глины, театра теней, студии анимации, декупажа, музыкального фольклора, а также верховой набойки. Дети и родители, школьники и туристические группы узнают много нового и интересного об истории этого ремесла на Тверской земле, а затем под руководством сотрудников музея на мастер-классе пробуют себя в роли дизайнеров и создают свои шедевры: украшают узорами салфетки, столешницы, мешочки саше, сумки-шопперы или другие предметы.

галерея
Современные набоечные доски и изделия набоечного промысла, представленные на выставке, экскурсии
и мастер классы

МЫ ТАКЖЕ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ СОВЕРШИТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ВОЛГЕ И ГОСУДАРЕВОЙ ДОРОГЕ, ПОБЫВАТЬ В КОМПАНИИ А.С. ПУШКИНА, ПРОГУЛЯТЬСЯ ПО ТВЕРИ, ВЫПИТЬ ЧАШЕЧКУ ЧАЯ В НАШЕМ БИБЛИОКАФЕ

Тверская областная библиотека им. А. М. Горького.

При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОУНБ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО
Верстка: Егорова Н.В.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website