Революционные события1917 года сильно повлияли на творчество Владимира Маяковского. В поисках новых форм, жанров и тем, поэт наконец находит то, что искал: работа в РОСТА (Российское Телеграфное агентство) — его форма участия в революционной борьбе.
Маяковский приступил к работе над «окнами» в 1919 году. О начале деятельности в РОСТА он пишет в статье «Прошу слова»: «Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву Ростой, который свёл меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе...».
Процесс выглядел следующим образом — сначала из-под пера Маяковского вылетали громкие тексты, которые задавали тон всему плакату, после чего материал передавался художнику, который и отталкивался от литературного замысла (временами Маяковский совмещал обе роли). Простота, чёткость, сжатость - вот что привлекало массовое внимание и помогало доносить идеи партии.
В фондах отдела литературы по искусству хранится альбом Окна РОСТА Советский политический плакат, составитель и автор текста А. В. Чистякова, выпущенный издательством «Аврора» в 1981 году. В издании представлены репродукции плакатов РОСТА 1919-1921 гг, - именно эта подборка послужила основой для создания экспозиции.
За три года своего существования «Окна РОСТА» оставили неизгладимый след в истории советского искусства и все очевиднее становятся традиционные связи советского плаката, журнальной и книжной графики с «Окнами РОСТА». Идея которых оказалась жизнеспособной, и в годы Великой Отечественной войны они возродились как «Окна ТАСС».
«Это — не только стихи.
Эти иллюстрации — не для графических украшений.
Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы,
переданная пятнами красок и звоном лозунгов».
Владимир Маяковский
Тверская областная библиотека им. А. М. Горького.
При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОУНБ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО