«Великих дел
великий зачинатель»
Выставка-инсталляция

\\\\\\Уважаемые жители и гости Твери! Приглашаем Вас посетить выставку «Великих дел великий зачинатель», приуроченную к 350-летию Петра I. Она подготовлена кафедрой Социально-культурного сервиса Тверского государственного университета и Тверской областной универсальной научной библиотекой им. А.М. Горького.
\\\\\\Выставка-инсталляция знакомит с исторической эпохой Петра I через визуализацию общественной и социально-культурной жизни России конца XVII – нач. XVIII вв. Её концепция заключается в организации ряда тематических интерактивных зон, каждая из которых отражает новаторство Петра в различных сферах жизни российского общества.
///////Особенностью выставки является авторство студентов направления Сервис Тверского государственного университета и изготовление экспонатов своими руками на базе Сувенирной мастерской кафедры Социально-культурного сервиса.

Открытие выставки
«Великих дел великий зачинатель»
14 сентября 2022 г.
Великих дел Великий зачинатель
Петр I вошел в нашу историю как
Петр Великий. Мы знаем время Петра Первого как время широких преобразований и в экономической,
и в политической жизни, и в культуре, и в быту. Все это произошло не случайно - к началу правления Петра I (1672–1725 гг.) Россия оставалась феодально-крепостнической страной, во многом отстававшей от стран Западной Европы, особенно в экономическом отношении, что могло привести к утрате национальной независимости. Перед царем стоял ряд задач по обновлению страны,
которые легли в основу принципов его правления и преобразования.
Пётр подчеркивал, что основной его заботой является «польза Отечества»
Реформы затронули множество сфер жизнедеятельности человека: экономику, политику, культуру, быт, образование, медицину и многое другое. Но в оценках значения петровских реформ в России не было единства. Существовали сторонники и противники. Первые – принимали
и поддерживали идеи правителя, считали, что России необходимо развиваться вместе с Европой, следовать тенденциям Запада.
Вторые в свою очередь говорили
о собственном пути развития государства, отчуждая все иностранное. Каждое событие истории не имеет однозначной оценки, в том числе и реформы Петра. Но важно знать, что большинство из них дали положительный результат. Нам необходимо обращаться
к наследию Петра, так как опыт правления царя обусловлен исторической значимостью для нашего государства. На сегодняшний день образ императора является символом власти и воплощением имперской идеи.
Окно в Европу
«В Европу прорубить окно» — крылатая фраза из поэмы
А. С. Пушкина «Медный всадник», характеризующая основание Петром I города Санкт-Петербурга — первого морского порта Русского государства.
Прорубить окно — значило твердо стать на берегах Балийского моря, а на первое время хотя бы только протянуть к нему руку.
В данной зоне вы можете познакомиться
с картой восточной части Финского залива – одной из первых русских морских карт, созданной по шведским источникам. Она была гравирована П. Пикартом в походной гравировальной мастерской (мастерская была создана по распоряжению Петра I для оперативного отражения событий Северной войны). Является одной из первых русских печатных карт, на которых отмечен недавно основанный Санкт-Петербург. Здесь же вы сможете оставить свой отзыв о выставке на подготовленных корабликах и закрепить их на карте.

«Великое посольство» (1697-1698 гг.)

Первое заграничное путешествие Петра I составляет эпоху, как бы пограничный камень, который отделяет Древнюю Россию от Новой. Вместе с тем, обстоятельство это имело весьма важное значение и для Запада.
Поездка была непосредственно связана с восточными делами, войной с Турцией. Если ожидали дальнейших успехов в борьбе с турками, то следовало продолжать дальнейшее развитие русского флота. Из полутора лет его пребывания за границей, Петр I девять месяцев посвятил изучению морского дела, работам на верфях. В задачи посольства входило также приглашение техников, покупка парусных снаряжений, якорей, пробкового дерева и т.п. для нового флота.
Оригинальна печать, которой пользовался Петр во время путешествия. Она изображала его собственный портрет, окруженный всякими инструментами циркулем, молотком, пилой и др. Кругом надпись: «аз бо есмь в чину учимых, и учящих мя требую».
Посольская свита состояла более чем из 200 лиц, в том числе тридцать волонтеров, разделенных на три десятка под началом особых десятников. Петр ехал не как член делегации, а как сопровождающее лицо, под именем Петра Михайлова, среди других дворян и слуг.
Посольство посетило Ригу, Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию.
Петр впервые увидел западноевропейскую цивилизацию во всем ее военном и культурном могуществе, почувствовал ее дух, смысл и силу. Он вывез из Европы не только знания, впечатления, трудовые мозоли, но и идею, которую для себя сформулировал просто: чтобы сделать Россию столь же сильной, как и великие державы Европы, необходимо как можно быстрее перенять у Запада все необходимое.

«хранение» «правильных» законов – ключ к общему благополучию

и процветанию страны



Законотворческая зона

Петр I, исходя из концепций рационалистической философии и традиционных представлений о роли самодержца в России, придавал огромное значение писаному законодательству. Он искренне верил в то, что «правильный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может сделать почти все, начиная со снабжения народа хлебом и заканчивая исправлением нравов. Именно поэтому законодательство петровской эпохи бесцеремонно вмешивалось в сферу частной жизни, выполняло функции «полиции нравов».
Царь был убежден, что последовательное исполнение (по терминологии Петра – «хранение») «правильных» законов – ключ к общему благополучию и процветанию страны, универсальная панацея от всех трудностей и неудач, которые, полагал он, происходят из-за «небрежения законами» и плохого «порядка», то есть организации.
Великий реформатор России мечтал создать совершенное и всеобъемлющее законодательство, которым была бы охвачена и регламентирована вся жизнь поданных.




«Указ о праздновании Нового года»
1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией

Множество проведенных реформ в обновленном государстве при Петре подкреплялись указами. Как и «Указ о праздновании Нового года», который мы можем наблюдать в данной зоне. Указ в деталях описывает правила празднования.
В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

Так появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками. Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.
Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек.



1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.
Во времена Екатерины II в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское, елочные украшения, открытки. В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку.

Кофейный столик здесь неслучайно, -ведь сам Петр великий любил кофе
Петр поощрял европейские обычаи — пить кофе, курить табак (которые существовали, конечно, и до него). Кофе в начале Нового времени считался лекарством. В России изначально он также появился в этом качестве. И даже царь Алексей Михайлович лечился кофе как средством от насморка, простуды и от других недугов. Но уже побывав в Голландии, Петр увидел, что кофе потребляют не только в лечебных целях. Царь всячески поощрял привычку подданных пить кофе в частном порядке, напиток подавался и на ассамблеях.

Кофе пили в Петербурге практически с самого основания. В декабре 1704 года голландский купец Уильям Боршт писал Меншикову: «Дом ваш харчевный в добром пребывании и уже приносит доход» и послал роспись запасу, что нужно для харчевного дома купить. И в самом начале списка стояло 3 пуда кофейных бобков.

Можно было выпить кофе и в австериях (аустериях)— питейных домах, появление которых Петр также поощрял. Известно, что кофе подавался и в знаменитой австерии «Четырех фрегатов» в Петербурге.




Малый Летний сад Петра I
Начало садово-парковой культуры в России ознаменовало появление
в 1704 году первого регулярного дворцово-паркового ансамбля
в Санкт-Петербурге

Начало садово-парковой культуры в России ознаменовало появление в 1704 году первого регулярного дворцово-паркового ансамбля в Санкт-Петербурге. Летний сад был построен в стиле голландского барокко и явил собой воплощение лучших европейских традиций, перенятых во время Великого Посольства в Европу.

Свои петербургские сады Петр стремился как можно интенсивнее населить «значимыми» объектами (скульптурами), придать садам учебный характер, исключением не стал и Летний сад. В своей попытке перевести мышление русских людей в европейскую мифологическую систему, Петр стремился сделать привычной для русских образованных людей античную мифологию. Скульптурное убранство и выполняло эту роль. Однако при всем их «учительном» характере петербургские сады сохраняли и свой развлекательный, «потешный» характер. В череде «чудаческих затей» Петра можно назвать его любовь к редким цветам, интерес к «фарфоровым гарнитурам для убранства цветников» и пристрастие к садовым шуткам.

В продолжение традиций голландского барокко, заключающейся в украшении сада изящными цветами, Петр I немалую роль уделял и им. Летний сад пестрил чудесными цветами всех видов и сортов, что были выведены на тот момент в Европе.

Среди прочих цветов особо выделялись тюльпаны. Они были любимыми цветами Петра I. Впервые с ними он познакомился в Голландии во время Великого Посольства и приказал высадить в оранжерее Летнего дворца и в «красном саду». Традиция украшения Летнего сада тюльпанами в честь его основателя продолжается и по сей день.


Перед собой вы можете видеть экспозицию «Тюльпаны в Летнем саду». Она представляет собой композицию из искусственных тюльпанов и стилизованных декоративных фигурок. Как вы уже поняли, тюльпаны были выбраны вовсе не случайно. Здесь представлены как традиционные сорта тюльпанов, так и необычные. Например, черный тюльпан, который в 1850 году, описал в одноименном романе Александр Дюма-отец, а также пестролистные тюльпаны или тюльпаны Рембрандта.







Малая Кунсткамера

Петр I являлся любознательным человеком и в своей заграничной поездке

с Великим посольством находил для себя много нового. Тогда он начал собирать различные диковинные вещи,

а некоторые ему дарили. Он является зачинателем музейного дела В России, поэтому создана зона под названием

Малая Кунсткамера

Корабль

Петр I приехал в голландский город Саардам. Там он, представившись простым матросом, снял маленький домик и на следующий день, купив инструменты плотника, устроился работать на местную вервь.
У Петра были пристрастия к морскому делу, однажды он обнаружил небольшой ботик, паруса у которого были устроены так, что он мог плыть против ветра, император привозит множество чертежей кораблей и начинается эпоха кораблестроения. В витрине вы видите макет корабля, склеенный вручную. Петр украшал подобными макетами залы дворцов и рабочие кабинеты.

Янтарь

Впервые во время перестройки Большого королевского дворца в Берлине стали использовать для отделки янтарь, что ранее не делалось. Но комнату не доделали, а позже кабинет оказался вообще не нужен. О комнате узнал Петр I, и ему очень захотелось получить ее для размещения в Кунсткамере.

 Карловы Вары

Открытие курорта Карлсбад (Карловы Вары) для россиян связано с именем Петра Первого. Сентябрьским утром 1711 года город был разбужен громкими звуками фанфар, раздававшимися с городской башни. Жители недоумевали, по какому случаю нарушили их размеренную жизнь? Мягкий климат, живописная природа, целебные источники благотворно действовали на русского государя.

 Голландия

Появление конструкции печи-голландки заслуга Петра Первого, когда он запретил в городах курные печи (из-за постоянных пожаров) и заставил разработать системы дымоходов. В этот же период Петр открыл в Стрельне первый изразцовый завод по производству белых кафлей с синими рисунками.

Монетный двор в Тауэре

Во время своего путешествия в Европу, Петр I сильно заинтересовался деятельностью монетных дворов. Большое впечатление на него произвело посещение английского монетного двора в Тауэре, должность смотрителя которого занимал сам Исаак Ньютон. Именно тогда будущий император, а в тот момент еще Царь Всея Руси, окончательно решил отказаться от ручной чеканки в пользу современных технологий. Начался выпуск медных монет. Их не приравнивали к серебряным, чеканили строго одинаковой круглой формы и наносили четкие изображения.
Позднее в кунсткамере появился мюнц кабинет, полностью посвященный монетам.

 Мейсенский фарфор

Петр I, побывав в Дрездене, познакомился с мейсенским фарфором, который уже несколько лет был в ходу при саксонском дворе. Символ его – это часть саксонского герба – две скрещенные шпаги. Царю заграничное изобретение так понравилось, что мысль о создании чего-то подобного в России не покидала его: начались предприниматься попытки раскрыть тайну изготовления порцеляны. Удалось это Дмитрию Виноградову — горному инженеру, изучавшему металлургию.
Виноградовский фарфор по качеству оказался не хуже мейсенского, а по составу был близок к китайскому. При этом, сырье использовалось исключительно отечественное. Первый сервиз из русской порцеляны был изготовлен для дочери Петра Елизаветы. Он назывался «Собственный» и был расписан золотом и пурпуром.

 Удивительный глобус-планетарий

На 3-м этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около 3-х метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звёздного неба.
Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. К сожалению, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.


Нидерландский купец Якоб де Вильде имел домашний музей, в котором были представлены ценные собрания антики: бронза, резные камни, монеты. После чего Петр стал также собирать изделия из резного камня.


Кунсткамера происходит от немецкого слова Kunstkammer, что означает «Кабинет редкостей». Так сначала называли шкаф с несколькими полками для коллекции вещей, а затем так стали обозначать комнату, в которой хранились тематические коллекции, состоящие из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, созданных природой или человеком. Впервые они появились в Европе в XVI веке и создавались либо аристократией, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. В одной Голландии в конце XVII века было несколько десятков частных музеев и коллекций.
Когда Петр I отправился с Великим посольством в Европу, он познакомился в повседневной жизнью европейцев. В том числе царь посещал частные коллекции и музеи, которые принадлежали королевским дворам Европы, ученым и владельцам крупнейших торговых компаний. Некоторые из них Петр I посетил еще раз во время второго путешествия в Европу в 1716–1717 гг. Во время поездок он закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости.
Когда Петр I вернулся в Россию, он стал обустраивать собственный «кабинет редкостей». Так в Петербурге появилась кунсткамера. Хотя письменного приказа об основании Кунсткамеры не существует, историки считают 1714 год датой основания музея.
Со временем коллекция разрасталась и уже не помещалась в Летнем дворце, поэтому было решено построить для нее отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А пока оно строится, переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9). Кунсткамера возводилось с 1718 по 1734 годы в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Петр I не успел увидеть его, поскольку строительство было завершено только спустя несколько лет после смерти царя. Открытие музея в новом помещении состоялось 6 декабря 1728 года. Этот день сотрудники музея отмечают как официальный День рождения Кунсткамеры.


Витрина – маленькая кунсткамера от ТвГУ
с коллекцией насекомых, бабочек, жуков, костей животных




Аптекарский огородик Петра I



Петр Первый был человеком, весьма нацеленным на прогресс, поэтому он привез из Европы массу полезных вещей. Полученные знания и впечатления Петра оказали огромное влияние на дальнейшее развитие страны.
Петр Первый любил делать все своими руками и за свою жизнь освоил множество ремесел. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии.


Нередко в качестве разрядки он занимался стоматологией - вырывал больные зубы. При этом иногда увлекался и под раздачу могли попасть и практически здоровые.
Также русский царь уделял большое внимание сельскому хозяйству. Из своего путешествия он привез в страну некоторые растения, которые и сейчас пользуются у нас большой популярностью.
Пётр I, путешествуя по Голландии, отведал там картофельные блюда и решил отослать партию картофеля в Петербург одному из своих приближённых, графу Шереметеву.
Тронутый вниманием царя, граф в присутствии слуг и домочадцев открыл мешок и был несколько разочарован. Брезгливо, двумя пальцами, он вынул из мешка серый неказистый «плод» и, преодолев отвращение (всё-таки царский подарок), откусил кусочек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем! Много времени прошло, прежде чем хотя бы в высшем свете оценили картофель. Прошло более ста лет, прежде чем картофель стал привычным русским продуктом.
Из Голландии был привезен и подсолнух. Индейцы свято верили, что боги насыщают подсолнечник солнечной энергией,а потом это растение милостиво раздает ее людям через пищу.

Говоря о продуктах, открытых Петром Первым для России, нужно сказать, что с его возвращения из Голландии в стране появились шпинат, петрушка, также фенхель, который по указанию Петра сажали рядом с дорожками и зданиями, то есть это растение было очень ценным наряду с декоративными.
Свежий шпинат и петрушка использовались Петром в качестве наполнителя зеленых салатов. Шпинат и петрушка также выращивались в саду русского царя. Фенхель часто использовался как пряность для многих блюд.
При Петре Первом крестьяне разнообразили свои напитки.
Они стали экспериментировать с разными манерами приготовления кваса, начали пить травяные отвары,
в частности с мелиссой, которую Петр также привез
из Голландии.


"Остановился царь в доме именитого купца Алексея Григорьевича Арефьева.

Тут государь изволил кушать и ночевать".

Подводя итог можно сказать о том, что великое путешествие Петра Первого в Европу дало шаг к развитию страны

Светская жизнь
петровского времени





Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. Он усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры, лично участвовал в подготовке и проведении различных мероприятий, это все было направлено на привитие народу новых принципов и правил поведения. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях.
В первую очередь царь был озабочен воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Поэтому в 1717 году был издан своеобразный учебник-наставление «Юности честное зерцало». Данная книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в светском обществе, чтобы иметь успех при дворе.
Число предпринятых Петром I акций по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в жизнь соответствующими указами, которые содержали угрозы наказания за их невыполнение.
Придворный быт был строго регламентирован и сопровождался сложными церемониями.
Большое внимание уделялось приему иностранных послов. Порядок аудиенции послов был разработан до тонкости. Отличительная его черта - необыкновенная торжественность и пышность.
Аудиенции частным лицам проходили скромно, и не имели столь церемониальный характер, как для иностранных послов.
Особое место в светской и придворной жизни занимали балы. Балы были введены в России Петром Великим после его возвращения из-за границы в 1717 году. Следствием этого был издан в 1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей по французскому примеру. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян.
Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины, хотя дворянство относилось к этому отрицательно.
Ассамблеи сыграли положительную роль в культурном развитии России уже тем, что открыли новую форму общения людей, которое в допетровской Руси было крайне ограниченно.
С декабря 1718 г. по январь 1725 г. состоялось не менее 63 ассамблей (в среднем 16-18 за зиму). Сам Петр был хозяином трех ассамблей, прошедших в Зимнем дворце. Первая состоялась 2 декабря 1718 г.


Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
В данной зоне выставки вы можете наблюдать инсталляцию того, как проходили ассамблеи. Перед вами и сам Петр I, и люди разных сословий. На столиках лежат курительные трубки, стоит кофейный сервиз – модные веяния времени. Среди гостей – много дам – это революционное преобразование патриархального досуга.
Ганноверский резидент Фридрих Христиан Вебера об ассамблеях: «На этих ассамблеях одна комната назначена для танцев, другая для всякого рода карточной игры и особенно для шахматной (в которой отличаются самые простые русские люди), в третьей комнате курят и ведут беседы, а в четвертой женщины играют в фанты и другие забавные игры».




Фотозона
Петр Первый решил внести изменения и в культурную жизнь России. Коснулось это и русской живописи, где действовал он масштабно. С одной стороны, отбирал талантливых юношей и отправлял на учебу за границу, с другой — приглашал в Россию иностранных мастеров, в первую очередь для обучения русских подмастерьев.
Так в русском искусстве появилось особое направление — россика. Под этим термином объединяют живописные работы иностранных мастеров, которые они создали в России. Россика, как явление, началась с реформ Петра и продлилась примерно до середины 19 века. Иностранных мастеров при дворе еще долго считали лучшими и платили им больше. Только ко второй половине 19 века русские художники заняли доминирующее положение.
Всего Петр отправил в Европу около 20 юношей, чтобы учиться архитектуре, ваянию и живописи в Италии, Франции и Голландии.
Наиболее талантливыми среди живописцев стали братья Иван и Роман Никитины.


В 1716 г. Петр отправил обоих Никитиных, для довершения их художественного образования, в Италию. Спустя четыре года Иван с блестящим аттестатом вернулся в Россию. И радушно принятый Петром 1, стал придворным живописцем.
На Никитина – младшего учеба повлияла по-другому. Несмотря на знакомство с европейской живописной техникой и богатым культурным наследием Италии, Роман во многом сохранял приверженность парсунной традиции. Даже после возвращения он предпочитал писать иконы.
Ивана Никитина называют основателем русской портретной школы 18 века. Что вполне закономерно: в его работах мы видим особый новый подход, который затем закрепится и станет базовой характеристикой русской живописи — это психологизм. В каждой из его работ, например, из тех, что представлены сейчас перед Вами, мы видим живых людей, словно бы можем вступить с ними в диалог, заглянуть в их внутренний мир. При этом глубинный анализ человека в принципе не был свойственен той эпохе.
Никитин добился точности и убедительности передачи характера личности петровского времени, достиг высокого уровня понимания натуры и профессионализма. В январе 1725 Никитин был приглашен во дворец, чтобы в последний раз запечатлеть своего покровителя (“Петр I на смертном ложе”).Сын художника Романа Никитина - Петр Романович Никитин - стал архитектором и работал под началом
Ф. Б. Растрелли. В 1763 году он был направлен руководить восстановлением Твери после катастрофического пожара, почти уничтожившего город. Он сразу создал регулярный план города, ставший образцом для многих перепланировок русских городов в екатерининское время. Одновременно с планировкой города Никитин разработал образцовые проекты домов.
Блестящий опыт реконструкции Твери — первый в истории русского градостроения — поставил Никитина в число ведущих русских архитекторов того времени и стал образцом для других городов.







ПЁтр великий в твери
Больверк тверского кремля
Реконструкция А.Д. Виноградова
Карманов Д. И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края / приготовил к изд. чл. Твер. Учен. Арх. Комис. Владимир Колосов. Издано на средства потом. Почет. гражданина, Тверского 1-й гильдии купца Николая Петровича Аваева. - Тверь: Тип. Губ. Правления. - 1893. - 165, [2], XXI с. 165, [2], XXI с.

С. 102. Во время первого похода на Нарву в 1700 году в Тверь распорядился навести наплавной мост на барках для переправы войск через р. Волгу.
Колосов, Владимир Иванович (1854-1919). Петр Великий
в Твери / Вл. Ив. Колосов. - Тверь : Типо-Литография
Н. М. Родионова, 1903. - 12 с. ; 23 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. - С. 9-12.
Читайте и смотрите также
Пётр Великий в литературе и искусстве.
Книги, журнальные публикации, альбомы, видеофильмы, издания из редкого фонда библиотеки, представленные на выставке, показывают, как в литературе осмыслялась роль великого реформатора, как менялось это осмысление в исторической перспективе.
К 350-летию со дня рождения Петра I и его деяниям на Тверской земле
Предлагаем вашему вниманию ролик, подготовленный сотрудниками Краеведческого центра, при участии студентки IV курса факультета иностранных языков международной коммуникации ТВГУ. Анастасии Пыжовой.
Пётр Первый и его время
Эпоха Петра Великого нашла свое отражение в серии брошюр в жанре школьного пособия «Картины по русской истории», вышедшей в 1908-1913 годах в издательстве И.Н. Кнебеля. Издание проиллюстрировано работами известных художников Серебряного века, пояснительные тексты написаны историком С.А. Князьковым.
Профессии царя
Первый российский император Пётр Алексеевич Романов своей неиссякаемой энергией, властными, решительными действиями заметно продвинул Россию.
Он обладал исключительным трудолюбием, способностью быстро постигать новое. Известно, что за свою жизнь им было освоено около 14 специальностей.

Отзывы о выставке

Выставка-инсталляция

Совместный проект со студентами и преподавателями

кафедры Социально-культурного сервиса

ТвГУ 2022 г.


Тверская областная библиотека им. А. М. Горького.

При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОУНБ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website