9 октября родился Николай Константинович Рерих, замечательный русский художник, учёный и писатель, археолог и исследователь, неутомимый путешественник, прошедший по ранее недоступным для европейца путям Центральной Азии, пламенный общественный деятель, борец за культуру и прогресс, один из основоположников всемирного движения за Пакт Мира, за пакт охраны культурных ценностей человечества.
Творческое наследие Рериха огромно. Им создано несколько тысяч картин, этюдов, эскизов, рисунков, театральных декораций, монументальных росписей. Большинство из них хранится
в музеях и частных коллекциях России, Индии и Соединённых Штатов Америки. Его литературные работы («Пути Благословения», «Алтай – Гималаи», «Сердце Азии», «Держава Света», «Берегите старину» и др.) и статьи об искусстве, позволяют лучше узнать и понять многообразную творческую деятельность Рериха. Сложным и во многом противоречивым было мировоззрение художника, идеалистичны и утопичны взгляды на искусство как на «светлого посланца», которое должно объединить человечество, способствовать преобразованию мира. Постоянное творческое горение художника, неистощимая жажда знаний, удивительное трудолюбие вызывают глубокое восхищение и уважение.
Сотрудники зала искусств к 150-летию со дня рождения Н. К. Рериха подготовили книжно-иллюстративную выставку из фонда библиотеки «Величайший интуитивист», где представлены биографические издания, каталоги и рериховская энциклопедия живописи и графики, дневники и литературное наследие, богато иллюстрированные альбомы.
Особое внимание стоит обратить на большое подарочное издание «Меч Мужества» (2008), составленное академиком и заслуженным деятелем искусств РФ Л. В. Шапошниковой
и посвящённое уникальному событию в истории XX века – Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928), которая стала важнейшим этапом в жизни Н.К. Рериха.
В 1939 году к 65-летию художника, специально для библиофилов и коллекционеров, была отпечена первая задуманная часть биографии
и творческой деятельности мастера, подготовленная музеем Н.К. Рериха
в Риге. Его особенность заключается в большом формате, в издательском холщовом переплете с цветным тиснением на корешке и передней крышке, в бумаге верже. Издание представлено на выставке.
О Николае Константиновиче писали такие авторы как Е.И. Полякова в серии «Жизнь в искусстве» (1985), П.Ф. Беликов и В. П. Князева в серии «Жизнь замечательных людей» (1972
и 1996), Л. В. Шапошникова (2006).
Интересна также репринтная публикация 1918 года искусствоведа, критика, акварелиста, исследователя древнерусского искусства
А. А. Ростиславова из серии «Современное искусство».
Исследование Н.В. Сергеевой-Тютюгиной, кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Художественного музея им. М. В. Нестерова (г. Уфа), раскрывает глубокие связи творчества Николая Рериха
с традицией Древней Руси. Темы древнерусской истории, православной святости и храма представлены в его наследии как одни из центральных, получивших своё развитие на протяжении всего творческого пути.
Альбомы репродукций из коллекций государственных музеев Востока, Третьяковской галереи, из Международного Центра Рерихов
в Москве и в Нью-Йорке позволяют увидеть только малую часть огромного творческого наследия великого мыслителя. Среди них гималайские этюды, эскизы декораций и костюмов к балетам
И.Ф. Стравинского и операм
Н.А. Римского-Корсакова, жанровые одиночные работы («Заморские гости», «Матерь Мира», «Звезда героя», «Христос в пустыне», «Старый Псков», «Мост славы», «Капли жизни», «София Премудрость») и серийные («Сны мудрости», «Сикким»,
«Его страна», «Знамёна Востока», «Святыни и твердыни», «Кулу»).