ОТДЕЛ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСКУССТВУ
Поговорим об искусстве
Просветительский проект
О проекте
16 октября 2021 г. в зале искусств состоялась презентация нового проекта
«Поговорим об искусстве».
Он направлен на знакомство с жемчужинами изобразительного искусства – «Шедевр
в деталях», творчеством выдающихся отечественных и зарубежных актёров
и режиссёров– «Звёзды театра и кино», музеями и их коллекциями – «Прогулка
по музею». В 2022 году добавилась рубрика "История одного художника".
Наши ведущие
Лекции и события
Архив
2 февраля 2024 г.
Лекция Анны Яковлевой
5 января 2024 г.
Лекция Инессы Ледневой
25 ноября 2023 г.
Лекция Анны Яковлевой
14 октября 2023 г.
Лекция Инессы Ледневой
27 мая 2023 г.
Лекция Светланы Стецко
23 апреля 2023 г.
Лекция Анны Яковлевой
2 апреля 2023г.
Лекция Светланы Стецко
26 февраля 2023 г.
Лекция Татьяны Князевой
12 февраля 2023 г.
Лекция Анны Яковлевой
4 февраля 2023 г.
Лекция Инессы Ледневой
5 января 2023 г.
Лекция Инессы Ледневой
17 декабря 2022 г.
Лекция Татьяны Князевой
19 ноября 2022 г.
Лекция Инессы Ледневой
4 ноября 2022 г.
Лекция Светланы Стецко
30 октября 2022г.
Лекция Инессы Ледневой
2 октября 2022 г.
Лекция Анны Яковлевой
19 сентября 2022 г.
Лекция Светланы Стецко
2 апреля 2022 г.
Лекция Светланы Стецко
19 января 2022г.
Лекция Татьяны Князевой
15 января 2022 г.
Лекция Светланы Стецко
13 ноября 2021г.
Лекция Татьяны Князевой
16 октября 2021г.
Лекция Светланы Стецко

детали

Русский народный костюм глазами художника

Материал подготовлен С. Стецко

Произведения художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» и другие. Во многих картинах художник предстает перед нами, как знаток особенностей русского костюма

В. М. Васнецов Аленушка. 1881


На картине «Аленушка» девочка сидит на камне так, что фигура ее видна плохо, но, приглядевшись, можно увидеть, что одета она так, как одевались в XIX веке деревенские девочки – в рубаху и пестрый сарафан.

В. М. Васнецов Аленушка. 1881 (фрагмент)


Если посмотреть более внимательно, то сарафан подпоясан, на нем нет вышивки и других украшений, такие сарафаны шили из покупной фабричной ткани. Васнецов рисовал реальную девочку, но создал национальный образ-тип русской сказочной героини. Художник сам рассказывал об этой картине: «Аленушка, как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в усадьбе, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах!.. Каким-то особым русским духом веяло от нее!»

В. М. Васнецов

Три царевны подземного царства. 1884


Картина Васнецова «Три царевны подземного царства» рассказывает о сказачно-роскошном костюме русских царевен, который по покрою мало чем отличался от деревенского костюма, но шился из дорогих тканей и был богаче украшен.

В. М. Васнецов

Три царевны подземного царства. 1884 (фрагмент)


Две девушки одеты в нарядные телогреи – длинную верхнюю одежду с откидными рукавами, надевавшуюся поверх рубахи и сарафана.

В. М. Васнецов

Три царевны подземного царства. 1884 (фрагмент)


В отличие от душегреи, закрывавшей лишь верхнюю часть тела, телогрея была длинной и закрывала фигуру женщины целиком. Сквозь разрезы на рукавах телогреи видны рукава рубахи, сшитой из дорогой ткани. Шеи царевен украшают расшитые жемчугом и самоцветными камнями воротники «бармы», застегивающиеся сзади на пуговицы, а головы венчают чудесные коруны.

В. М. Васнецов

Три царевны подземного царства. 1884 (фрагмент)


Хозяйка угольных богатств стоит немного в стороне, она одета не в русский, а скорее в роскошный восточный костюм и прическа у нее совсем не похожа на традиционные прически русских девушек.

В. М. Васнецов «Царевна-

лягушка». 1918


В нарядную зеленую телогрею одета и Царевна-лягушка, на ее голове девичий венец, а по спине струятся две косы. Девушки на Руси носили одну косу, а замужние женщины – две косы, которые должны были быть спрятаны под головной убор, а у Царевны-лягушки косы видны и подчеркивают движение танца. Видно, что художник любуется царевной и вместе с музыкантами восхищается ее волшебным танцем, он уделяет внимание не символике прически, а создает сказочный образ.

В. М. Васнецов

Иван-царевич на Сером волке. 1889


Иван-царевич с картины «Иван-царевич на Сером волке» – настоящий русский молодец в дорогом парчовом кафтане, в красных сапогах и шапке-мурмолке с отворотами из меха. Богатые мурмолки шили из парчи и бархата, крестьяне носили мурмолки из сукна.

В. М. Васнецов Гусляры. 1899

Стрижка «под горшок» была типичной мужской прической. Во время стрижки на голову надевали глиняный горшок и состригали волосы, торчащие из- под него.

Сказочный мир русского народного творчества воссоздают и иллюстрации графика и театрального художника Ивана Яковлевича Билибина. Иллюстрации Билибина показывают русский народный костюм очень точно и подробно, их можно использовать, как наглядное пособие.

И. Я. Билибин Иллюстрация к сказке

«Царевна-лягушка».1899


Разнообразные кафтаны можно увидеть и на иллюстрациях Билибина, особенно часто изображен «охабень» – длинная одежда, которая спереди застегивалась на петлицы. У охабеня были длинные рукава, которые завязывали сзади на талии, а руки продевали в разрезы. Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий и богато расшитый воротник-козырь.

И. Я. Билибин Иллюстрация к сказке

«Царевна-лягушка».1899


Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата.

И. Я. Билибин Иллюстрация к сказке

«Царевна-лягушка».1899


Здесь же изображены бояре в высоких меховых «горлатных» шапках, получивших свое название оттого, что их шили из горлышек пушных зверей. Надевали их только в торжественных случаях.

И. Я. Билибин иллюстрация к сказке

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1901


У Билибина Аленушка одета в классическую русскую, вышитую красными нитями рубаху и синий сарафан, подпоясанный плетеным поясом. На голове Аленушки белый платочек повязан так, как повязывали его деревенские девушки. Братец Иванушка – типичный деревенский мальчик в рубахе навыпуск и портах.

И. Я. Билибин Иллюстрация к сказке

«Василиса Прекрасная». 1899


На иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» Билибин изобразил Василису одетой в «занавеску» – длинную туникообразную одежду с рукавами. Надевалась она через голову по верх сарафана.

И. Я. Билибин Иллюстрация к сказке

«Василиса Прекрасная». 1899

По подолу и краям рукавов занавеска также украшалась вышивкой.

И. Я. Билибин Иллюстрация к сказке

«Перышко Финиста-Ясна сокола»

И. Я. Билибин «Торговые гости у Салтана», Иллюстрация

к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, 1905

Об историческом костюме XVII-XVIII вв. рассказывают работы замечательного художника Василия Ивановича Сурикова.

Живописца привлекали бурные и трагические события русской истории.

Утро стрелецкой казни. 1881

Москва дала Сурикову те впечатления, которые были ему необходимы для осуществления давнего замысла – создания картины о жизни Руси начала царствования Петра I . На картине «Утро стрелецкой казни» показано страшное утро казни стрельцов после их бунта 1698 года. Казнь происходила в Преображенской слободе, но Суриков на своей картине переносит ее в центр государственной жизни Руси – на Красную площадь.

Утро стрелецкой казни. 1881 (фрагмент)


Стрельцы изображены в белых рубахах смертников, с зажженными свечами в руках.

Утро стрелецкой казни. 1881 (фрагмент).


У женщины (справа) на голове красная кика и надета шубка с откидными рукавами. Картина рассказывает о начале царствования Петра I, когда еще для насаждения новых европейских обычаев не были введены указы, обязывающие дворян и бояр «носить немецкое платье по будням и французское – по праздникам».

Утро стрелецкой казни. 1881 (фрагмент).

Утро стрелецкой казни. 1881 (фрагмент).


Петр I одет в синий кафтан с петлицами и богатую шапку-мурмолку с меховыми отворотами.
В кафтаны одеты и иностранные гости.
Различные оттенки красного цвета в одежде: красная шуба боярина, красный кафтан стрельца, красная шапка-мурмолка другого стрельца, красная шапочка с меховой опушкой у женщины, красный платочек на голове девочки создают ощущение тревоги и близящегося кровопролития.

Утро стрелецкой казни. 1881 (фрагмент).

Женщина и девочка на переднем плане картины (слева) одеты в классический крестьянский костюм: рубаху и сарафан. На голове женщины платок, закрывающий волосы, а на ногах лапти с онучами.

Боярыня Морозова. 1887 (фрагмент).


В центре картины – идущая на муки во имя старой веры боярыня Морозова в разметавшейся черной бархатной шубе, из-под которой виден темный сарафан, в шапке с меховым отворотом и в большом тяжелом темном платке-убрусе. Черная одежда боярыни подчеркивает бледное лицо, приковывая к себе взгляд зрителя.

Боярыня Морозова. 1887


В картине «Боярыня Морозова» Суриков изобразил пеструю толпу москвичей того времени (XVIIв.).

Боярыня Морозова. 1887 (фрагмент).


Женщины на картине одеты в богатые шубы, в шапочки с отворотами из меха и в разноцветные убрусы. Сквозь прорези в рукавах шуб можно увидеть длинные яркие рукава рубах. Тщательно прорисованные детали одежды воспроизводят своеобразие русского костюма начала XVIII века.
Полотняный или шелковый убрус замужние женщины накидывали на головной убор и скалывали под подбородком, а его два богато вышитых конца свисали на грудь. Знатные женщины надевали поверх убруса шапки из дорогой ткани.

Боярыня Морозова. 1887 (фрагмент).

Интересное явление в русской живописи – купеческий бытовой портрет конца XVIII – первой половины XIX века. По праздничному наряду трудно с точностью определить, кто изображен на картине: купчиха, мещанка или зажиточная крестьянка, поэтому термин «купеческий портрет» относится ко всем сословиям. К тому же, как правило, почти все портреты анонимны. Детали костюма позволяют определить губернию, в которой жила женщина. В основном это женщины северных губерний России: Тверской, Псковской и Новгородской. На портретах женщины одеты в рубахи с воздушными кисейными рукавами, в украшенные золотым галуном и парчовыми лентами сарафаны, в разнообразные, шитые речным северным жемчугом кокошники. Жемчуг в большом количестве добывался в северных реках. Его продавали на ярмарках. Кокошник дополнялся спереди ажурной, низко спускающейся на лоб сеткой из жемчуга или перламутра. Такая сетка называлась «рефидь». Кокошник часто покрывали платком или шелковой фатой. В каждой местности кокошник имел свою форму и назывался по-разному: «ряска», «каблучок», «кика», «златоглав».


Неизвестный художник.

Женщина в тверском костюме. Начало XIX века


В Тверской губернии крестьянки и купчихи носили «каблучок», в виде опрокинутой чаши. Такой головной убор более нигде не встречался. В расшитый жемчугом «каблучок» прятали плотно скрученные волосы. Костюм на портретах написан с детальной точностью, тщательно изображена вышивка, цветы в узорах ткани, украшения.

А.Г. Венецианов.

Портрет М.А. Венециановой в русском костюме (1830)


Алексей Венецианов написал портрет жены в праздничном наряде женщин Тверской губернии. Картина с исключительной точностью показывает ржевский парадный костюм горожанки. На Марфе Афанасьевне голубой сарафан с округлым и неглубоким вырезом, сшитый из шелковистой ткани и украшенный золототканым позументом, белая узорчатая рубаха с широкими рукавами. Головной убор – так называемая «ржевская ряска» – представляет предмет редкой красоты.

А.Г. Венецианов.

Портрет М.А. Венециановой в русском костюме (1830) (фрагмент)


Состоит он из расшитого жемчугом и цветными стеклышками кокошника-каблучка и дополняется спереди ажурной, низко спускающейся на лоб сеткой из жемчуга – рефидью. Считалось, что такое обрамление успешно скрадывает возраст, отвлекая внимание от немолодого лица. «Ржевская ряска» изготавливалась из волжского речного жемчуга редкого цвета. Поверх «каблучка» наброшена полупрозрачная длинная накидка, прошитая по краю тесьмой из серебряных и золотых нитей. Ожерелье из нескольких ниток жемчуга и жемчужные грушевидные серьги дополняют богатый наряд.

Неизвестный художник.

Торопчанки в праздничном костюме.

Начало XIX века.


Торопецкие купчихи и мещанки носили высокие кики с шишками, покрывая их белыми платками из легких, прозрачных, расшитых золотыми нитями тканей. Платок подвязывали под подбородком узлом, расправляя концы так, чтобы получился пышный бант с золотым узором. Бантом на груди завязывали пояс. Старые женщины также носили кику с шишками, но покрывали ее темным платком. Праздничные жемчужные головные уборы стоили очень дорого и передавались по наследству.

И. Аргунов.

Портрет неизвестной крестьянки. 1784


Привычное представление о традиционном русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Иван Петрович Аргунов создал удивительный образ русской женщины, передал на полотне ее внутреннее достоинство, спокойствие и величавость. Художник изобразил красавицу в нарядном кокошнике, белой рубашке и сарафане с золотым галуном ( галуном или пазументом называли золотую и серебряную тесьму).

Карл Бодри. Пряха. 1884


Вся красота рубахи приходилась на рукава, так как остальная часть не была видна под сарафаном. Такую рубаху и называли «рукава». Рубаха из белой тонкой ткани богато украшалась вышивкой. Рубаху ценили за красоту, за труд, вложенный в её создание.

С. А. Антонов.

Русская девушка, ощипывающая цветок. 1842


В конце XVIII века сарафан воспринимался как общерусская национальная одежда. Сарафан носили не только крестьянки, он был одеждой мещанок, купчих и других групп населения. На портретах изображены в основном косоклинные распашные сарафаны, украшенные спереди золотым пазументом, с ажурными металлическими пуговицами (в Ярославской и Тверской губерниях сарафан назывался «ферязь»).

К. Степанов.

Тверская красавица

у ларца с драгоценностями. 1889


Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по праздникам, передавали по наследству от матери к дочери. Праздничная одежда украшалась вышивкой, узорным ткачеством, дополнялась разноцветными бусами, серьгами.

Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица».


Головной убор – неотъемлемая часть традиционного костюма. Большинство иностранцев, посещавших Московию, единодушно сходились во мнении, что мало что сравнится с великолепием и разнообразием русских женских головных уборов. Искусно вышитые золотой нитью, отделанные камнями и жемчугом, они поражали воображение и это неудивительно, ведь каждый элемент костюма мастерицы вышивали и украшали вручную.

В. Л. Боровиковский.

Портрет торжковской крестьянки. Ок.1795


Художник В. Л. Боровиковский написал портрет торжковской крестьянки в национальном костюме. Живописец любуется нежным лицом своей модели, красочным нарядом: белой рубашкой, зеленым сарафаном, отороченным золотым позументом, малиновым кокошником.

П. Барбье. Портрет молодой

женщины в сарафане. 1889


В праздничном русском костюме важное место отводится золотым и серебряным нитям, жемчугу. Их блеск и сияние обладали завораживающей силой. Недаром в русских обрядовых песнях, былинах, сказках часто употребляются слова «злато», «серебро», как синонимы красоты и богатства.

Ф. Солнцев Торжковская девушка

в лучшем зимнем платье и в венце.1832

.

О тверском костюме из Торжка – центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, позументы, головные платки и другие изделия – продавали на русских ярмарках.
Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка Иван Лажечников в романе «Ледяной дом»:

«Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом…искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой нити, едва не касается земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок… Богатая ферязь ее, как жар горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».

К.Е.Маковский. Боярышня у окна. 1890-е


Девушка облачена в традиционный костюм: длинная красная рубашка, поверх которой надето длиннополое платье, вокруг шеи обвит расшитый воротник. На голове модели – красивый кокошник. Лицо девушки здоровое, румяное, выражает спокойствие и достоинство.

Боярышня сидит на деревянной лавке в русской избе из деревянных досок. Перед ней стоит прядильный станок. Юная особа отвлеклась от ткацкого занятия, устремив мечтательный взгляд в окошко.

К.Е.Маковский. «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме», 1900-1910г.


Зинаида Николаевна — одна из самых заметных аристократок конца XIX — начала XX века изображена в стилизованном национальном наряде. Каждая деталь ее костюма, будь то украшения на кокошнике, золотая вышивка на рубашке или узор на сарафане, проработана тщательно и с большой любовью. А мерцающий фон еще больше усиливает атмосферу магии и волшебства. В этом произведении в полную силу проявилось умение Маковского передать женскую красоту без излишней вычурности, присущей салонной манере, и продемонстрировать характер модели.

К.Е. Маковский. Боярышня у окна. 1890-е (фрагмент)


Очень красив цикл картин Константина Маковского «Боярышни». Как живые, смотрят на нас с полотен красавицы-боярышни в богатых праздничных народных костюмах. Удивительной красоты женские головные уборы видим мы на этих картинах. Коруна на грустной боярышне, венец на картине «Чарка меду», кокошник на боярышне у окна и сборник на боярышне с картины «За чаем».

К.Е. Маковский . За чаем 1914

Книги и журналы в библиотеке
Новые поступления отдела литературы по искусству

Тверская областная библиотека им. А. М. Горького.

При использовании материалов сайта ссылка на ресурс обязательна.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ТОУНБ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО

Верстка Н. Егорова

Главное изображение В. М. Васнецов «Царевна-лягушка». 1918

Государственная Третьяковская галерея

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website